ПУТИНСКИЙ РЕЖИМ И НЕФТЬ

Разразившаяся в Европе война проявила глобальную проблему противостояния двух форм социальной организации: демократической и авторитарной. Главное структурное различие состоит в степени их централизации, что обуславливает различие в преследуемых целях и поведении. Децентрализованные демократические системы ориентированы на преследование большого количества распределённых целей повседневных потребностей населения, в то время как авторитарные — на удовлетворение амбиций власть предержащих индивидуумов.

Внешнеполитическая опасность авторитарных режимов тем выше, чем выше степень концентрации власти и объём подвластных ресурсов. Из двух главных представителей авторитаризма с наибольшими ресурсными показателями — Китая и России, именно Россия представляет собой наибольшую опасность, вследствие более высокой концентрации как политической, так и экономической власти. В отличие от Китая, Российская власть не сдерживается глубокой интеграцией в мировую экономику. К этому можно добавить выживающего из ума диктатора и унаследованные от СССР имперские амбиции, подкрепленные национальными традициями и ядерным оружием.

Как показывает практика, степень внешнеполитической активности авторитарных режимов непосредственно зависит от объёма контролируемых ими материальных ресурсов и в частности от объема той их «свободной» части, которая может быть изъята из экономики без существенного снижения уровня жизни населения. Такие «излишки» могут быть созданы в условиях высокой волатильности доходов, как это и имеет место в России благодаря ее сырьевой экономике и беспрецедентному взлету цен на энергоресурсы.

В этих условиях, единственным реальным способом снижение опасной активности Путинского режима является сокращение его ресурсной базы. В случае с Россией, благодаря особенностям ее экономического устройства, эта задача представляется вполне разрешимой, и более того, вся логика развития событий позволяет предположить, что желаемый результат может быть достигнут в относительно не далеком будущем вследствие естественного развития событий на рынке углеводородов.

Сам факт зависимости Российской экономики от нефтяных цен хорошо известен, но о степени этой зависимости и политических последствиях снижения доходов от экспорта сырья известно значительно меньше. Предлагаемый в этой статье анализ ставит целью продемонстрировать, что независящая от экспорта углеводородов часть Российского ВВП составляет около одного триллиона долларов и снижение мировых цен на нефть до уровня в 30-35 долларов за баррель (далее д/б), приведет к сокращению Российского ВВП более чем на 25-30%, тем самым лишив режим ресурсов необходимых для сохранения текущей внешнеполитической активности.

Начнем со статистики [1], [2], [3], [4], [5]. Представленные внизу данные демонстрируют объём прибыли от экспорта нефти и ее связь с ВВП России и курсом рубля. Полная прибыль от экспорта нефти за 18 лет составила около 5,3 триллиона долларов, а средняя годовая прибыль — 294 млрд долларов в год.

clip_image001[1]

Картинка 1. Экспорт нефти и ВВП России за период с 2003 по 2020 годы.

Экономика любой страны представляет собой сложный механизм с огромным количеством переменных, однако грубая оценка поведения системы возможна с помощью простой балансовой модели, построенной на анализе ресурсных потоков. Например, ВВП России состоит из трех главных составляющих: около 20% — промышленное производство, 25% — экспорт сырья (более 70% из которого составляет экспорт углеводородов) и 55% — услуги. 

Объём промышленного производства на рассматриваемом интервале времени менялся незначительно в пределах $300 — $360 млрд в год (1-2% роста в год) (в пределах 1-2% в год), в то время как экспортная составляющая, вследствие зависимости от рыночной конъюнктуры, менялась от $100 млрд в год (при $30 за баррель) до $600 млрд в год (при $120 за баррель) [2]

Последняя составляющая (услуги) зависит от поступлений из первых двух, что и приводит к сильной зависимости ВВП от второй составляющей — экспорта сырья и, следовательно, от цен на нефть. На следующем графике представлены фактические данные (красные точки) демонстрирующие эту зависимость (ВВП России от средней цены на нефть марки Брент) на интервале времени 2007 – 2019 (до COVID-19) и аппроксимация с помощью предложенной модели (серые точки). 

OIL-GDP

Картинка 2. Зависимость ВВП России от цены на нефть.

На следующей Картинке (3) представлены данные демонстрирующие зависимость курса рубля (по отношению к доллару) от цены нефти марки Брент на интервале с 2014 по 2021.

Oil-Rub-Reserve

Картинка 3. Зависимость курса рубля от цены на нефть марки Brent.

Фиолетовая кривая аппроксимирует доминирующий тренд зависимости курса рубля от цены на нефть характерный для номинального экономического цикла, однако, начиная с 2017 года наблюдаются три группы точек представляющие собой горизонтальные отклонения курса рубля от своего номинального значения. Подобное поведение курса валюты можно объяснить только искусственным вмешательством в естественный финансовый цикл путем рыночных манипуляций, таких как массовая скупка или продажа валюты.

Из публичных источников известно, что с 2017 года, министерство финансов России начало применять так называемое «бюджетное правило», в соответствии с которым, объём выводимых из оборота (под предлогом пополнения валютных резервов) и возвращаемых в него денег (для поддержания курса рубля) определялся с помощью фиксированного параметра (пороговой цены на нефть названного «ценой отсечения»). Этот параметр периодически корректировался следуя за трендом изменения рыночных цен на нефть. Как видно из графика, пороговый параметр введенный в 2017 году имел значение около 57 д/б нефти марки Brent, в 2018-м эта цифра была сокращена до 45 д/б, и в 2020 – до 35 д/б.

Зная объём экспорта нефти, ее рыночную стоимость и «цену отсечения», оказывается возможным оценить объёмы изымаемых из оборота и возвращаемых в него денег на выбранных интервалах времени. Учитывая, что объём экспорта нефти за последние 12 лет менялся мало (в пределах 10%) и составлял в среднем около 5 миллионов баррелей в день, то каждый доллар цены на нефть (сверх себестоимости) приносил около 5 миллионов долларов в день или 1.8 миллиарда долларов в год. Учитывая что нефть составляет около 70% от всего экспорта, а цены на большую часть экспортируемого сырья привязаны к цене на нефть, то приведенные параметры увеличиваются соответственно до 7 миллионов долларов в день с каждого доллара (Дневная Удельная Прибыль — Pd) и около 2.6 миллиарда долларов в год на доллар (Годовая Удельная Прибыль — Py).

Используя эти параметры, несложно оценить объём денег изымаемых из номинального оборота (или добавляемых в него из резервов) по формуле V = Py * D, где D – отклонение средней цены нефти соответствующей реальному курсу рубля на выбранном интервале времени от номинального значения. Например, в 2019 году, судя по графику, цена отсечения бюджетного правила была около 46 долларов за баррель марки Brent (или около 42 д/б марки Urals), что соответствует номинальному значению курса рубля в 65 рублей за доллар, в то время как среднее значение цены нефти составило около 66 д/б, что дает 2.6 * (66 — 46) = 52 миллиарда долларов изъятых из номинального экономического цикла. В 2021-м году, не смотря на выросшую стоимость нефти, «цена отсечения» оставлена прежней (около 35 д/б), что при средней цены нефти в 75 д/б, объём изъятых из оборота денег составил около 130 миллиарда долларов.

Т. о. с 2014 по 2017 год (при отсутствии «бюджетного правила») наблюдалась прямая корреляция между курсом рубля и ценой нефти. Введенное в 2017-м году «бюджетное правило» использовалось только для поддержания курса рубля до первой трети 2018-го (объёмы изъятых и возвращенных в оборот денег отличались не сильно). Но, начиная со второй половины 2018-го года количество изымаемых из оборота денег (безвозвратно) начало расти и составило около 50 миллиардов долларов в год, в 2020-м этот объём сократился (вероятно вследствие пандемии) до примерно 20 миллиардов долларов, но в 2021-м снова выросло до более чем 130 миллиардов долларов в год.

При средней цене нефти 80 долларов за баррель, себестоимости производства около 20 долларов за баррель и объеме экспорта в 6 миллионов баррелей в день, общая прибыль от экспорта нефти за последние 20 лет составила около 4.5 триллионов долларов, из которых $2 трлн (44%) — украдены и вывезены за границу, $1 трлн (22%) потрачены на вооружение, $0.88 трлн (20%) — на внутренние инвестиции в производительную часть экономики, $0.6 трлн (14%) — накопления в национальном резервном фонде, и $0.44 трлн (9%) — накопления на персональных счетах населения.

____________

[1] – Russia’s oil export

[2] — Russia Exports 1989-2024

[3] – World Bank: Russia’s GDP

[4] – Brent Oil Prices

[5] – Курс рубля: RUB/USD

ПУТИНСКИЙ РЕЖИМ И НЕФТЬ

Оставьте комментарий