В век информационной революции, экономической интеграции, открытых границ, и казалось, полной победы цивилизованности над варварством, здравый рассудок отказывается верить в возможность возврата к апофеозу человеческого мракобесия — войне.
Простая логика подсказывает, что у людей населяющих эту планету в принципе нет никаких естественных причин для массового взаимоуничтожения, и тем не менее, это происходило регулярно на протяжении всей истории человечества. Практически все войны были развязаны диктаторами с целью удовлетворения личных амбиций, причем широкомасштабные — под флагами всевозможных идеологий (религия, нацизм, коммунизм, империализм и пр.). Ключевым условием, обеспечивавшим возможность мобилизации людских и прочих ресурсов на осуществление диктаторских идей, всегда была высокая концентрация власти. Другими словами, главная проблема не в идеях, населяющих головы диктаторов, а в возможности их осуществления с помощью централизованной структуры управления.
После катастрофических войн двадцатого века, казалось, что человечество наконец научилось жить «цивилизованно» — перешло от централизованных форм управления к децентрализованным, от авторитаризма к демократии, от власти личностей к власти закона, гарантированного соответствующими институтами. Применение силы стало исключительно прерогативой институтов осуществления законности – полиции на местах или ООН/НАТО на международной арене. Основными методами разрешения конфликтов стали переговоры и судебные разбирательства, в то время как военное вмешательство допустимо только как крайняя ответная мера на агрессивные действия авторитарных режимов.
В мире остались два больших очага авторитаризма – Россия и Китай, из которых именно Россия представляет наибольшую опасность для человечества, вследствие, прежде всего, личных качеств диктатора. Именно по причине идиотизма Путина (другого объяснения никто пока не предложил) случилось немыслимое – Россия напала на Украину. Полномасштабная война в центре Европы повергла цивилизованную часть человечества в шок, вызвала волну возмущения и разделила людей на два непримиримых лагеря.
Несложный анализ показывает, что про-Путинский лагерь состоит из постоянных зрителей Российского телевидения (вне зависимости от места проживания), в то время как их оппоненты преимущественно получают информацию через интернет. Тот факт, что пропагандистская машина является неотъемлемой частью любой авторитарной системы и обладает большой зомбирующей силой хорошо известен еще с советских времен, однако, даже в СССР, не смотря на почти полную информационную изоляцию, значительная часть населения сохраняла здоровый скепсис, а иногда и с элементами «инакомыслия».
За время Путинского правления концентрация пропаганды достигла такого уровня, что даже в условиях открытого интернета, ее жертвами стало большинство населения страны, включая людей не лишенных интеллекта. Как же выглядит созданная пропагандой виртуальная реальность, способная оправдать кровавую войну, с тысячами жертв, разрушением городов и миллионами беженцев? А выглядит она примерно так.
Россия — растущий оппонент «запада» — страна с сопоставимым экономическим и военным потенциалом, пережившая незаслуженное унизительное поражение в холодной войне и теперь, после успешного восстановления, вернувшаяся на международную арену. Обладая более совершенной политической (суверенная демократия) и экономической (госкапитализм) организационной структурой, а также рядом морально-этических, культурных, (да и чего скромничать, генетических) преимуществ, Россия имеет право на восстановление статуса мировой сверхдержавы (великой империи) путем возвращения в ее состав (или хотя бы в зону влияния), как минимум, всех бывших республик СССР. За последние 20 лет, ведомая своим мудрым и решительным лидером, она методично двигалась к поставленной цели, используя такие геополитические инструменты как гибридные и прямые военные операции, энергетическое и ядерное давление, коррумпирование чиновников и другие методы воздействия на слабеющего противника.
В то же время, совокупный «запад» (под предводительством США) представляет собой морально и экономически деградирующую империалистическую структуру, ненавидящую Россию и стремящуюся к ее ослаблению путем насаждения марионеточных режимов в странах постсоветского пространства, а затем и к прямому захвату ее территорий и природных ресурсов с помощью постоянно расширяющегося агрессивного блока НАТО. Именно эта угроза и заставила Россию, в качестве превентивной меры начать военную операцию в Украине.
Комментировать пропагандистский бред неудобно, но учитывая его эффективность, надо. В этой картине ложь все (кроме факта развала СССР по завершении холодной войны). В действительности, после короткого периода либерализации и последующего восстановления экономики, проходившего в условиях активной помощи со стороны «запада» [1][2] и гигантского потока нефтедолларов [3], Россия, оставаясь страной с маленькой (1.5% от мировой) и технологически отсталой, сырьевой экономикой, вернулась к авторитарному режиму со стареющим, выжившим из ума агрессивным диктатором.
В отличие от авторитарных режимов, «Запад» не имеет централизованной структуры, состоит из примерно 40-ка демократических стран, представляющих более 70% мировой экономики и имеющих государственно-административный аппарат ориентированный на решение преимущественно локальных проблем. Учитывая, что НАТО это бюрократическая организация не имеющая собственной субъектности и потому лишенная самостоятельной инициативы, «запад», в мирное время, не способен не только на агрессию, но и вообще на какие либо масштабные целенаправленные внешнеполитические действия. Но, это справедливо только при условии отсутствия глобальных возмущений, способных привлечь и консолидировать внимание значительной части населения.
До начала Украинской войны, западным госчиновникам, зависимым от своих избирателей, было глубоко наплевать и на Россию и тем более на Украину, вследствие чего, Путин и его окружение могли безнаказанно продолжать обогащаться на продаже российского сырья, наслаждаться властью и даже потихоньку отжимать новые территории, но только при условии сохранения статус-кво. Вместо этого, Путин зарвался, потерял связь с реальностью, предъявил НАТО идиотский ультиматум, устроил масштабную войну в центре Европы и стал шантажировать мир ядерным оружием. После этого, все еще оставался шанс избежать катастрофы, завершив операцию за несколько дней и поставив мир перед свершившимся фактом (как удавалось делать раньше).
Но, Украинский «блицкриг» [4] провалился, обнажив полную неадекватность представлений о реальности: население цветами не встречало, украинская армия с годовым бюджетом в 5.9 миллиардов долларов сумела противостоять российской с бюджетом в 65 миллиардов долларов, а реакция «запада» оказалась неожиданно адекватной.
Благодаря интернету, забытые со второй мировой войны картины разрушенных городов и обгоревших трупов разлетелись по всему миру, вызвав шок и консолидацию большинства цивилизованного мира вокруг задачи обезвреживания (или уничтожения) путинского режима. Учитывая несоизмеримость экономического и технологического потенциалов участников конфликта, его исход предрешен — программа «ленд-лиза» уже началась.
Серьезным осложняющим обстоятельством оставалась угроза применения Путиным ядерного оружия, дававшая авторитарной стороне психологическое преимущество. Ядерный шантаж хорошо работал (особенно в сочетании с подкупом чиновников), но только до тех пор, пока шокированное картинами войны население не оторвалось от повседневных забот и не обратило внимание на происходящее. В результате, привычная для политического класса риторика умиротворения агрессора, сменилась демонстрацией непримиримой решимости в борьбе с авторитаризмом и бескомпромиссной поддержкой жертвы агрессии. Еще одним обстоятельством, умерившим пыл шантажиста, стало неожиданное открытие – оказалось, что местоположение вождя отслеживается в реальном времени, а специальные гиперзвуковые (не перехватываемые) ракеты с небольшим ядерным зарядом способны проникать на глубину до 2000 метров, исключая возможность отсидеться в одном из подземных бункеров в случае ядерного кризиса.
Тем не менее, вследствие своей распределённой структуры, «запад» не в состоянии долго удерживать фокус на одной проблеме. Ожидаемо, люди непосредственно не вовлеченные в события, не могут долго сохранять высокий градус психологического напряжения и довольно быстро (в течение недель) теряют к проблеме интерес и возвращаются к нормальной жизни. Естественным следствием этого стало возвращение на политическую арену темы умиротворения диктатора. Политические силы, выдавленные на второй план первым шоком войны, начали возвращаться к «business as usual». С другой стороны, инерционность бюрократической государственной машины позволяет сохранить последствия решений, принятых на пике внимания к проблеме, в течение длительного времени. Именно поэтому, программа «ленд-лиз», принятая под давлением общественности в начале кризиса, будет продолжаться до его разрешения.
На устранение или изоляцию путинского режима, путем снижением экономической потенции России до безопасного уровня (около одного триллиона долларов ВВП), может уйти несколько лет. Но, фундаментальное решение проблемы может быть достигнуто только путем децентрализации политической власти через федерализацию, демократизацию, а возможно и расчленение России на небольшие независимые государства (с обязательной депутинезацией и демилитаризацией Московии). Очевидных путей осуществления последнего пока не просматривается.
[1] — По данным на конец 2010 года, общий объём накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составлял $300 млрд.
[2] — Россия была принята во множество международных организаций включая Совет Европы, Большая восьмёрка и Всемирная Торговая Организация.
[3] — Объём дополнительной прибыли от продажи углеводородов с начала 2000-х составил около 3.5 триллионов долларов.
[4] — Совокупные инвестиции в российскую армию за период с 1993 года составили более триллиона долларов, в то время как в украинскую с 2012 года – около 45 миллиардов, т. е. разница более чем в 20 раз, что вероятно и послужило убедительным аргументом в пользу «блицкрига».